26 мая 2022 12:05
Количество просмотров: 812
25 мая состоялось заключительное заседание творческой группы педагогов-психологов профессиональных образовательных организаций Омской области. Участники группы подвели итоги работы в направлении «Коррекционное и развивающее направление деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве».
В течение 2021-2022 учебного года педагоги-психологи подбирали наиболее подходящие формы работы в коррекционно-развивающем направлении. Именно данное направление занимает особое место в работе с подростками, поскольку для осуществления коррекционного процесса необходимо придерживаться определенных правил, главным из которых является безопасность психологического воздействия.
По мнению Д. Лейна, процесс психологического воздействия в работе с подростками должен быть направлен на:
- уменьшение выраженности явных проблем и трудностей;
- обеспечение нормального развития;
- развитие самостоятельности и уверенности в своих силах (формирование адекватной самооценки);
- генерализацию и сохранение терапевтических изменений.
Работа с метафорическими ассоциативными картами (далее МАК) является одним из направлений арт-терапии, чья признанная эффективность связана с невербальным характером экспрессии, что позволяет отреагировать чрезвычайно сложные чувства. Благодаря использованию различных материалов и образов человек может выражать подобные переживания, не причиняя вреда себе и окружающим. Перенесение чувств на стимульный материал делает арт-терапевтический процесс более безопасным и предоставляет дополнительные возможности для рефлексии и когнитивной проработки опыта с опорой на метафоры и символы.
На заключительном заседании творческой группы педагоги-психологи апробировали техники с применением МАК, подходящие под актуальные запросы обучающихся:
- «Сочинение истории» – упражнение, направленное на коррекцию эмоционального состояния, изменение отношения к ситуации, поиск ее конструктивных сторон.
- Техника «Анализ самоотношения» носит диагностический характер и позволяет проанализировать мысли, эмоции, желания и побуждения.
по- Педагоги-психологи отметили актуальность группового упражнения «Трудности решения», суть которого заключается в том, что на затруднение одного участника группа при помощи МАК предлагает несколько решений. В заключении дается обратная связь от участника, какое решение кажется ему наиболее приемлемым.
Важно отметить, что техники работы с МАК, рассмотренные на заседании, также применимы и в арт-терапии, где вместо выбора подходящих карт, можно представить образ на бумаге.
«Подводя итоги года, можно с уверенностью сказать, что нами была проделана серьезная работа, а профессиональный арсенал участников творческой группы пополнился новыми знаниями и современными подходами в психологии», – подчеркнула педагог-психолог ЦИПО Епишина В.И.